
Загадки истории и современности... Высоко в горах западногрузинской провинции Имерети находится древнее село Цхруквети (в переводе со старогрузинского название означает «обитель девяти ангелов»). В селе Цхруквети стоит крепко сложенная старая церковь, частично разоренная во временa большевистской оккупации и восстановленная стараниями двух успешных предпринимателей - Джорджа Бицадзе из Канады и Гоча Бицадзе из России, корни которых – из этого села. А над одним из входов в церковь – вырубленный из камня таинственный знак, значение которого не известно ни местным жителям, ни служителям Грузинской Православной церкви. По крайней мере тем, у кого я осведомлялся о возможном смысле этого символа. Местные жители привыкли думать, что это – просто орнамент – эдакая замысловатая завитушка. Но тут согласиться трудно, ибо едва-ли надо входом в храм стали бы высекать из камня «завитушку» размером в полтора квадратных метра. Не говоря уж о том, что просто так на церковь символы не наносят и теперь, а в средние века это было и вовсе невозможно.
Итак, что же за символ поместили средневековые мастера над вратами грузинского храма? Даже поверхностное исследование приводит к выводу, что это – древний рунический знак, известный как ОДАЛ (24-я руна древнегерманского алфавита, также называемая Othal, Oepel или Opila), использовавшийся с древнейших времен как символ охраны, владения, наследия, семейной либо клановой власти. В добрые старые времена у этого знака была такая же сила, как если бы вместо него вокруг участка стояла высокая и неприступная ограда. То есть – ассоциированное свойство с владением, безопасностью, а также семейным очагом... Все, что носило этот знак, могло характеризоваться как хранимое, благословенное, укрепленное и плодотворное.

Однако, возникает вопрос: откуда эта руна попала в Грузию и только-ли на церкви Св. Георгия в Цхруквети можно ее встретить? Отнюдь! Подобные руны есть на древних строениях в Верхней Сванетии и в других уголках Имеретии. Да и по всему Кавказу встречаются, включая и Северный. Все это и не удивительно, ибо символы такого типа идут из языческих времен, и их сакральное предназначение сохраняется до сегодняшнего дня. Эти символы ассоциируются с символами природы, с культом плодородия, с движением Луны и Солнца, с их циклами, с циклом Земли и т.д... Можно добавить, что знаки подобного типа, среди которых – Борджгало, многолучевые звезды и свастики, родившиеся в то же время или, возможно, даже в более древние времена,- активно используются в различных религиях.
В любой стране мы подчас натолкиваемся на письмена рунического типа, которые часто являются одновременно и алфавитами, и символами сакрального значения. Они используются с древнейших времен и по сей день как в религиях, так и в качестве украшения амулетов или предметов личного быта.
Попасть в Грузию эта и другие руны могли тем же путем, что и в Россию, Болгарию, Грецию и другие страны. Эти знаки старше, чем известные письменные источники. Скандинавы приписывают их появление верховному Богу Одину, хотя древнегерманскими рунами пользовались и в других культурах и эпохах. А конкретно в Имеретию и Сванетию они попадали через торговые пути, включая и Великий Шелковый путь, служившие линиями налаживания культурных и политических связей... По таким линиям перенимание подобных символов происходит очень легко, равно как и их использование. А мистика, как известно, неотделима от человеческого бытия. Порой этим рунам придавалось религиозное значение, порой – мистическое, а некоторые рассматривали это просто как декоративный элемент, встречавшийся в вышивках и архитектурных памятниках.
По мнению историка Наны Бурчуладзе проникновение рунических символов в Грузию, возможно, связано с приходом в регион викингов. Король Грузии Баграт 4-й в борьбе с Липаритом Багваши пригласил в Грузию несколько тысяч викингов и использовал их дружины во многих битвах. Есть также мнение, что руны оказались на Кавказе гораздо раньше прихода викингов и связаны с общим германо-балто-славяно-кавказским ведическим наследием.
Кстати, и широко распространенный в грузинском народе Крест Св. Нины Каппадокийской совпадает с древнегерманской руной Тейваз (Teiwas, Tivaz), символизируюшей Бога, самопожертвование и высшую справедливость...
А. Андерсен
04.04.2013
PS.: несколько фотографий Цхрукветской церкви снаружи и внутри