
Рассказывают, что однажды весной 1826 года в ходе следствия по делу так называемых «декабристов» граф Александр Христофорович фон Бенкендорф собрал на одном допросе всех обвиняемых дворян и сказал им следующее:
«Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально! Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным — да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали как бездомные собаки с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью - поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет незамедлительно прекращено, так как они, действительно, поступали согласно собственной совести.
Я жду... Нет никого? Как странно... Я-то своих крепостных в Лифляндии отпустил в 1816-м, а в Тамбовской губернии - в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну. И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. А я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я таким образом уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!..
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сиё — политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь — всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!»
Disclaimer:
Факт данного разговора не проверен, так как источника этой цитаты я не нашел, но многие факты поведения графа Бенкендорфа известны, как известен и факт, что ни один из «декабристов»-крепостников своих рабов массовом порядке не освобождал. Даже единичные случаи освобождения отдельных рабов ими нигде не зафиксированы. Так что основания верить этой цитате есть. И, учитывая нравы того времени, среды из которой вышел сам Бенкендорф, а также учитывая его мало чем ограниченные возможности в указанное время, такой разговор вполне мог быть.
Примечания:
О том, кто такие «декабристы», все, кто может чисать по-русски, должны были узнать, проходя историю в 4-м классе средней школы. Но если вдруг не довелось, то Гугль в помощь. Хотя, правда, и Гугль не поможет узнать правду о том жутком терроре, который эти «прекраснодушные революционеры» планировали устроить в Российской Империи в случае победы. О терроре, который если и не затмил бы Красный террор, совершенный сто лет спустя под руководством извергов Троцкого, Ленина, Сталина и иже с ними, но был бы с ним вполне сравним по последствиям. Я, будучи историком, видел копии программных документов обществ «декабристов» и знаю, о чем говорю.
О том, кто такой был граф фон Бенкендорф, вы тоже могли узнать в школе, но где-то к классу 8-му и не в курсе истории, но в курсе русской литературы, но там о н ем было сказано мельком и, разумеется, плохо. Гугль о нем тоже дает подробную информацию, но тут уж я сам пару коротких строк черкну:
Александр Бенкендорф (Alexander Karl Wilhelm Christoph von Benckendorff) родился 4 июля 1782 года в балто-немецкой дворянской семье немецко-шведско-латышско-эстонского происхождения. Отцом его был премьер-майор Христофор Бенкендорф, а матерью - Анна Юлиана, урождённая баронесса Шиллинг фон Канштадт.
Воспитывался в престижном немецкоязычном пансионе аббата Николя. В 1798 году был произведён в прапорщики лейб-гвардии Семёновского полка с назначением флигель-адъютантом к императору Павлу I.
В 1809 году отправился добровольцем на войну с турками и часто находился в авангарде или командовал отдельными отрядами; за выдающиеся отличия был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
Во время войны 1812 года Бенкендорф сначала был флигель-адъютантом при императоре Александре I и осуществлял связь главного командования с армией Багратиона, затем командовал авангардом летучего (армейского партизанского) отряда генерала Винцингероде;.
В кампанию 1814 года Бенкендорф отличился в сражениях под Люттихом и под Краоном, где командовал всей конницей графа Воронцова.
В 1824 году когда было в Санкт-Петербурге наводнение, он стоял на балконе с государем императором Александром I. И сбросил с себя плащ, доплыл до лодки и спасал весь день народ вместе с военным губернатором Санкт-Петербурга М.А.Милорадовичем. Можем ли мы представить современных российских "элитариев" действующими подобным образом?
Летом 1826 года Император Николай I, весьма расположенный к Бенкендорфу после его активного участия в следствии по делу «декабристов», назначил его шефом жандармов, а 3 июля 1826 года — главным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и командующим Главной Его Императорского Величества квартирой.
В 1840 году Бенкендорф был назначен к присутствованию в комитетах о дворовых людях и по преобразованию еврейского быта; был, в частности, известен тем, что поддерживал идею отмены крепостного права и благожелательно относился к евреям.