
Окончание. Начало - здесь
Подписание Германско-Грузинского соглашения
Германско-Грузинское соглашение, также известное как Потийский договор, содержало пять глав (статей). В соответствии с гл. I, Грузия признавала условия Брест-Литовского договора в качестве основы Германско-Грузинских двусторонних отношений. Согласно гл. II Грузия предоставляла правительству Германской империи право использования железных дорог Грузии для перевозки войск и боевой техники, вплоть до окончания мировой войны. Для реализации этой задачи предполагалось создание в портовом городе Поти специальной Железнодорожной комиссии под германским руко-водством, а также присутствие на всех железнодорожных станциях немецких гарнизонов. Главы III и IV содержали информацию об обмене дипломатическими и консульскими представителями. Нако-нец, заключительная глава предусматривала замену в ближайшем будущем настоящего Предварительного соглашения новым, более всеобъемлющим договором.
Основное значение Потийского договора заключалось в том, что он служил фактическим актом признания независимости Грузии Германской империей, а также – защитным барьером против любых претензий Оттоманской Турции, простиравшихся за пределы границы, установленной Брест –Литовским мирным договором.
Здесь представляется уместным процитировать мнение Зураба Авалова, который являлся одним из ведущих “архитекторов” Потийского договора:
«Благодаря последнему [соглашению], она [Грузия] избави-лась от бремени грозившей ей турецкой оккуипации, и никто, кроме Германии, не мог этого дать – по крайней мере, летом 1918 года. В то же время Германия оказалась – и только она могла в данный момент сыграть эту роль - восприемником государственной независимости Грузии. Благодаря ее поддержке, вопрос этот получал значение международное»
Сразу же после подписания договора и дополнительных соглашений и конвенций фон Лоссов покинул Поти на борту “Минны Хорн” и отправился в оккупированный германскоавстрийскими войсками румынский порт Констанца, чтобы оттуда в кратчайшие сроки прибыть в Берлин. В этом вояже его сопровождала весьма представительная правительственная делега-ция Грузии, которая включала Акакия Чхенкели, Зураба Авалова и Нико Николадзе. Целью поездки грузинской делегации в Германию было обсуждение и подписание нового двустороннего договора.
Перед самым отъездом из Грузии фон Лоссов направил секретное письмо грузинскому правительству в Тифлисе, содержавшее важное обещание, касавшееся поддержки террито-риaльной целостности Грузии в пределах старых административных единиц Российской империи - Тифлисской и Кутаисской губерний, включая два спорных округа – Сухумский (Абхазия) и Закатальский (Саингило). В частности, относительно Сухумского округа было сделано следующее уточнение:
Однако, защита наполовину уничтоженной Армении была зада-чей не из простых. Как писал Ричард Ованнисян: “Армения, разоренная вторжением, задыхающаяся от огромного количества бежен-цев, и не имевшая никаких готовых к добыче природных ресурсов, не могла по мановению ока получить гарантированную германскую защиту, но все-таки что-то можно было получить в Берлине”. Как показали последующие события это “что-то” было получено: в Поти Оганджанян и Зограбян получили приглашение отправиться в Германию на борту “Минны Хорн” вместе с фон Лоссовым, для того, чтобы в Берлине продолжить германско-армянские переговоры. Одновременно генерал Эрих Людендорф бомбардировал Энвер-пашу депешами, в которых требовал, чтобы оттоманские армии, уже истощенные боями в Эриванской губернии, прекратили продвижение на Кавказе и сконцентрировались на борьбе с англичанами в Северной Персии.
А между тем, в конце мая – начале июня 1918 года германские войска начали прибывать на Южный Кавказ из Крыма, Украины и Сирии. Командовал Кавказским экспедиционным корпусом генерал-майор Фридрих Кресс фон Крессенштейн. Под его началом находились 3000 кадровых германских офицеров и солдат в составе 7-й Баварской кавалерийской бригады, 29-го Баварского пехотного полка (7-й и 9-й Егерские батальоны), 10-го Ударного батальона, одного пулеметного взвода и 176-й Мортирной роты. Помимо этого, фон Крессенштейн сумел мобилизовать и вооружить всех находившихся в Грузии германских и австрийских военнопленных, а также некоторое количество местных немцев из Тифлиса и немецких селений, таких как Елизаветталь (Асурети), Траубенберг и Мариенфельд, а равно и всех других мужчин немецкой национальности или немецкого происхождения, которых он смог там обнаружить. Распространившись тонким слоем по всей стране, герман-ские войска концентрировались преимущественно вдоль новой турецко-грузинской границы, а также вокруг основных железнодорожных узлов и других стратегически важных пунктов.
10 июня возле станции Санаин произошла вооруженная стычка между германско-грузинскими отрядами и частями 9-й Оттоманской Кавказской пехотной дивизии, в результате которой была отбита попытка захвата турками Борчалинского уезда, предпринятая в нарушение всех подписанных договоренностей. Этот кровопролитный конфликт между двумя державами Четверного союза в комбинации с жесткой угрозой Германского генштаба прекратить всякую поддержку Турции положил конец всем враждебным действиям Оттоманской империи против Грузии и Армении.
Таким образом, едва ли будет преувеличением утверждать, что скромные военные победы, одержанные двумя молодыми демократиями – Грузией и Армениией - в апреле-мае 1918 года в сочетании с серьезной дипломатической поддержкой со стороны Германской империи, предотвратили полную аннексию Кавказа турками и спасли христианское население региона от холокоста.
С целью защиты ненадежных северо-западных границ Грузии от нападений со стороны России (как “красных”, так и “белых”), в Абхазии (Сухумском округе Кутаисской губернии) и в Сочинском округе Черноморской губернии небольшие германские гарнизоны с августа по октябрь 1918 года были дислоцированы в Сухуме, Очам-чирах и Адлере. Несмотря на поддержание полной боевой готовности ввиду постоянной угрозы суверенитету Грузии в этом регионе, германцы до самой своей эвакуации в ноябре этого же года предпочитали воздерживаться от прямых боестолкновений. В тоже время, с точки зрения Каземзаде, именно из-за германского военного присутствия в указанных населенных пунктах антибол-шевистская русская Добровольческая Армия не решилась нарушить Status Quo в Сочинском округе. И только после капитуляции Германии в конце мировой войны и полной эвакуации германских войск из Грузии деникинцы решились возобновить агрессивные действия в востоку от реки Чукхут.
Добавочный договор от 27 августа 1918 г.
Россия заявляет свое согласие на то, что Германия признает Грузию самостоятельным государственным организмом.
Само собой разумеется, что данная фраза не могла восприниматься в качестве официального признания независимости Грузии правительством Советской России, но ее тем не менее можно считать первым шагом в этом направлении. В свою очередь, подписав Добавочный договор, Германская империя взяла на себя обязательство не допустить дальнейшей оттоманской экспансии в Бакинской губернии, что было оговорено в ст.14 вышеуказанного договора.
3 октября 1918 года: новый договор подготовлен, но…
В течение августа и сентября 1918 г. Грузинская делегация вместе с представителями германского правительства работала в Берлине над текстом нового Германско-Грузинского договора, нацеленного на установление еще более близких отношений меж-ду двумя странами. К утру 3 декабря новый договор был готов к подписанию, но именно в этот день правительство Германии в полном составе подало в отставку, ввиду неизбежного краха империи. Несколькими неделями позже германская революция и капитуляция империи перед Союзниками сделали проект двустороннего договора полностью неактуальным.
Более подробно - в моей книге, электронную версию которуойна русском языке можно приборести здесь.