
На черно-белой фотографии застыл, вальяжно опираясь о спинку стула, статный усач в папахе, черкеске и с кинжалом-камой на поясе. Это - полковник Ингушского конного полка принц Луи-Наполеон Мюрат.
Правнук легендарного наполеоновского маршала и сын грузинской княжны начал свою военную службу французским драгуном, но с началом Русско-японской войны перевелся на русскую службу. Стал поручиком лейб-гвардии Конного полка, затем 2-го Дагестанского конного полка, участвовал в боевых действиях. Во время вылазки для подрыва железнодорожного моста к югу от Хайчена был ранен.
За боевые отличия получил шесть орденов. После окончания войны принц — лихой кавалерист, любитель воздухоплавания, а также кутила и бретер — заскучал. Он быстро промотал все свое немаленькое состояние, ушел со службы и отбыл в Америку.
С началом Первой мировой войны Луи-Наполеон Мюрат вернулся в Россию и получил назначение в Ингушский конный полк «Дикой дивизии». За бои в Карпатах принц обрел орден Святого Владимира 3-й степени с мечами и… обморожение ног. Предложения уйти из армии правнук наполеоновского маршала отверг. Мюрат переобулся из кавалерийских сапог в бархатные валенки — в них дальше и воевал.
После революции Луи-Наполеон перебрался в Ниццу. Там ему ампутировали ноги. Остаток жизни принц провел, передвигаясь на тележке и зарабатывая на хлеб насущный переводами книг с русского на французский. При этом до самой смерти в 1943 году Мюрат не терял «живости характера» и «бодрого настроя духа».
Не биография, а прямо-таки сценарий кинобоевика!