Юрий Нестеренко
Для начала - цитата из письма одного моего старого знакомого. Это его отклик на мою статью "Парад идиотов": "Там по ссылкам были какие-то упоминания про упущенные возможности. Не затруднит пояснить, какие именно? Надо было брать Кремль? ;) ОК, предположим, вся полиция и все войска со своим оружием, спецсредствами и бронетехникой разбежалась в тот же миг. И сто тысяч "белых воротничков" вышли на Красную Площадь. Дальше что? Они пойдут штурмовать крепость? Какими, извини, средствами - айпадами? удочками (самый популярный "флагшток")? А, собственно зачем? - ведь там ничего и никого нет... Что они могут сделать, кроме как остаться на площади на день... два... а потом - разойтись?"
Заметим - это пишет не только не сторонник путинского режима, но и не представитель "умеренно-благонамеренных", которым нужна "не революция, а честные выборы" и чьи требования не простираются дальше "Чурова в отставку". Это пишет человек, желающий российскому режиму того же, что и я: "Чтоб вы все передохли, твари!" Причем, в отличие от меня, участвовавший в недавних митингах лично и видевший вживую то, о чем я могу судить лишь по интернету. Пишет на полном серьезе. Пишет не в какие-нибудь глухие и безнадежные 80-е годы, а сейчас. Уже после 90-х, когда серия успешных революций, "бархатных" и не очень, прокатилась по всей Восточной Европе. После 2000-х, когда именно по такому сценарию - власть фальсифицирует выборы, возмущенный народ выходит на улицы и свергает эту власть, в том числе и силой занимая ее официальные учреждения - успешно совершились революции в Сербии, Грузии, Украине, отчасти - в Киргизии и Молдове, а также в ряде стран третьего мира (от Африки до арабского Востока), не имеющих никаких демократических традиций. Но в России, конечно же, ничего не получится и не может получиться, ибо - как пишет не "нашист", а активный участник протеста - "что они могут сделать?" В самом деле, чего ожидать от хомячков с айпадами?
Однако - представим на миг невозможное (в конце концов, фантаст я или нет?) Хомячковая революция победила. ОМОН (или как его теперь - ОПОН?), вчера еще ломавший руки протестующим на Триумфальной, расходится с улиц и площадей, провожаемый радостными криками "Милиция с народом!", цветами и поцелуями наиболее горячих активисток. Путин бежит в Беларусь (до Венесуэлы не хватает топлива) и получает убежище у батьки Лукашенко. Медведев убежать не успевает и в прямом эфире подписывает трясущимися руками указ о собственной отставке и о назначении комиссии по расследованию собственных преступлений; милосердные победители позволяют ему оставить себе айфон, бадминтонную ракетку и аккаунт в твиттере. Басманная прокуратура выдает ордер на арест Чурова; ролик, где он наконец-то показывается бритым, становится хитом Youtube. Изрядно помятого Якеменко притаскивают в наручниках пред светлые очи судьи Боровковой, которая, не моргнув глазом, выписывает ему 15 суток за сопротивление законным требованиям сотрудников полиции. Рамзан Кадыров срочно переименовывает проспект Путина в Грозном в проспект Свободной России и предлагает прислать в Москву чеченский ОМОН, чтобы "решить вопрос" с недобитыми единоросами (при этом последние 10 чеченских оппозиционеров, вышедшие протестовать в самом Грозном, куда-то бесследно исчезают, но на это никто не обращает внимания). С востока по шоссе Энтузиастов (бывшая Владимирка) в Москву въезжает Ходорковский на белом лимузине, разбрасывая визитные карточки. С запада на белом самолете влетает Березовский, но ему не дают посадки (или, наоборот, обещают посадить), и он улетает обратно. Из Киева, пытаясь заглушить запах нафталина дорогим парфюмом, прилетает Евгений Киселев, но обнаруживает, что в бывшем кабинете Добродеева уже по-хозяйски обосновалась Божена Рынска. Навальный принимает парад на Красной площади (спонсоры парада - Михаил Прохоров и Роман Абрамович, который, как вдруг выясняется, всегда сочувствовал оппозиции).
Что дальше?
Чтобы это понять, очень бы хотелось услышать как от лидеров нынешнего российского протеста (в первую очередь от Навального как от наиболее вероятного претендента на роль "единого кандидата"), так и от типичных рядовых участников, ответы на следующие вопросы.
1. Готовы ли вы провести настоящее расследование преступлений предыдущих антидемократических режимов и полномасштабную люстрацию их функционеров, в первую очередь - работников репрессивных органов (начиная с советского КГБ), а не ограничиться символическим наказанием пары-тройки наиболее одиозных фигур?
Вполне вероятно, что на этот вопрос еще довольно многие ответят "да". Но дальше будет интереснее.
2. Готовы ли вы полностью отменить ст. 282 УК и все прочее "антиэкстремистское" законодательство?
3. Готовы ли вы признать территориальную целостность Грузии, денонсировать признание "независимости" ее оккупированных территорий - Абхазии и Самачабло (Южной Осетии), вывести оттуда все российские войска и иные силовые подразделения и прекратить любую деятельность, направленную на отторжение от Грузии этих территорий?
4. Готовы ли вы полностью отказаться от призывного метода комплектования армии, и не в неопределенном будущем, а в краткосрочной, максимум - среднесрочной перспективе?
5. Считаете ли вы, что территориальная целостность России самоценна и что попытки любой территории (не связанные с иностранной интервенцией и не сопровождающиеся насилием со стороны сепаратистов) выйти из ее состава должны пресекаться? Считаете ли вы недопустимым возврат территорий, захваченных СССР в результате Второй мировой войны?
6. Считаете ли вы США и НАТО противниками? Считаете ли вы, что создание европейской и американской ПРО, расширение НАТО - это враждебные России действия, которым надлежит противостоять?
7. Считаете ли вы, что по отношению к бывшим советским республикам Россия может позволить себе больше, чем по отношению к любым другим суверенным государствам? Считаете ли вы желательным присоединение к России любой из этих республик или ее части?
8. Считаете ли вы, что Россия должна быть империей, в той или иной форме?
9. Испытываете ли вы ностальгию по СССР?
10. Считаете ли вы Сталина преступником, как минимум, сопоставимым с Гитлером? (Показательны оба варианта отрицательного ответа на этот вопрос: и "Сталин - не преступник", и "Сталин - преступник, но Гитлер - нет"; впрочем, вторых, конечно, будет намного меньше.)
Как говорится, положа руку на сердце - вы сильно сомневаетесь в том, каким будет большинство ответов? Кто сомневается - пусть посмотрит на результаты разнообразных опросов обшественного мнения и на публичные высказывания многих оппозиционных активистов. Причем даже не очень важно, будут ли ответы таковыми в силу искренних убеждений или из нежелания оттолкнуть "электорат". Второе - не менее показательно, чем первое. Возможно, некоторые формулировки будут мямлящими и осторожными, в стиле "не то чтобы да (нет), но..." - это тоже не должно обманывать. Любое не однозначно-четкое "нет" в данном случае означает "да" и наоборот.
О да, я уже слышу голоса: "Ну какая разница, как кто оценивает события прошлого века? И Грузия тоже - не самая важная сейчас проблема! Главное - не раскалывать единство оппозиции и сбросить Путина! А уже потом, в ходе свободной дискуссии в демократическом парламенте..." Еще раз повторюсь - допустим, сбросили, ну и? Кто и о чем будет дискутировать - сталинисты с империалистами? "Либеральные" сторонники империи с "либеральными" сторонниками 282 статьи? Вспомним, что эта статья появилась в УК задолго до Путина. И ползучая агрессия против Грузии (включавшая военную поддержку сепаратистов), антизападная и антинатовская риторика (и не только риторика), имперский реваншизм, курс на воссоединение с лукашенковской Беларусью - все это началось во времена ельцинской демократии. Подчеркну - демократии без кавычек; при всех издержках того периода, все основные демократические институты были и работали. А значит, было бы крайне глупо обвинять во всем Ельцина (что показательно, кстати - самые яростные его хулители как раз в этом его не обвиняют - разве что в том, что проводил эти линии недостаточно активно). Подобная политика действительно выражала волю народа - и выражает ее до сих пор. Так что будет совершенно не удивительно, если на смену бывшему подполковнику КГБ в итоге придет бывший майор или капитан из той же организации.
Все это, разумеется, не означает, что "лучше уж Путин". Нынешний кремлевский режим абсолютно ублюдочен и должен быть ликвидирован. Бороться со злом следует даже тогда, когда нет надежды на победу добра - просто для того, чтобы злу жизнь медом не казалась. Но и для ставших популярными в последнее время радостных реляций о наконец-то пробудившемся народе, который вот-вот построит свободную Россию, нет никаких оснований. Как писал я еще в 1996 году -
И текущая цель, как всегда, неясна,30 декабря 2011
И методу избрали не ту...
Я увидел Россию воспрявшей от сна
И проснулся в холодном поту.