Category: искусство

Так кем же на самом деле был Иероним Босх? (часть II)



Продолжение. Начало здесь

Визионер

Многие уверены, что патологическая образность Босха — родом из видений, которые посещали художника в состоянии измененного сознания. Однако насчет природы видений единодушия снова нет.

Кто-то норовит поставить Босху диагноз. Так видный российский психиатр Марк Бурно отмечает, что творчеству Босха свойственен «полифонический характер — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом».

Немногочисленные биографические факты свидетельствуют о том, что Босх прожил удручающе нормальную и даже скучную жизнь. Кроме того, современная психиатрия считает, что в той или иной мере шизотипическим расстройством личности страдает каждый десятый, а в мире искусства — и вовсе каждый третий. Так что, если эта версия и состоятельна, то разве что в качестве утешения тем мастерам культуры, которых природа обделила воображением.

Другие намекают на то, что для «погружения в тему» Босх принимал рекреационные препараты. Сегодня сложно поверить,что у голландского художника могли возникнуть с этим какие-либо сложности. Однако во времена Босха кофешопов было не так уж много. И никаких документальных свидетельств о том, что в XV веке в Хертогенбосе проводились транс-вечеринки и психоделические оупен-эйры до нас не дошло. В общем, культура потребления галлюциногенов в те годы была не на высоте.

Существует также третья версия — о том, что Иероним Босх продал душу Дьяволу в обмен на возможность путешествовать в другие миры. Впрочем, она почему-то недостаточно активно дискутируется научным сообществом.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

  • Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент

  • Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

Collapse )

Так кем же на самом деле был Иероним Босх? (часть I)



Пожалуй, в истории живописи не случалось другого персонажа, чья личность вызывала бы столь живой интерес у широкой общественности и в то же время была бы окутана таким густым туманом. Доподлинно об Иерониме Босхе известно немного — историки не знают даже точной даты его рождения. А там, где недостает фактов, правят бал смелые гипотезы.

В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». В «закрытом» виде — это скудный монохромный перечень архивных документов. Но стоит искусствоведам приоткрыть створки воображения, и жизнь Босха расцветает самыми невероятными событиями, красками и образами.

В самом деле, кем был этот удивительный человек? Мессией, антихристом, провидцем, безумцем или, может быть, всем этим сразу? Вот самые популярные версии, будоражащие умы исследователей на протяжении нескольких веков.

Тайный еретик

О том, что работы Босха тронуты «тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке, и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном, ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают, что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа, члены которого совершали свои обряды нагишом, проповедовали свободу сексуальных отношений, не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем, где все были бы равны, невинны и беспечальны, словно Адам и Ева. В качестве «доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений», считая, что Босх изобразил ритуалы «клуба, за который играет»(в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).
Collapse )

Роль искусства в межнациональных конфликтах

Сим предлагаю Вам текст моего доклада, прочитанного в 2008 году в Институте Художественного Образования и Культурологии Российской Академии Образования (эх, какие названия!).
Этот доклад долгое время висел на их вебсайте (см. линк в конце), но несколько лет назад был убран оттуда. так или иначе, надеюсь, что кому-нибудь может показаться интересным, а если нет, то... на нет и суда нет. ;)







Вечером 25 Августа 1830 г. в одном из театров Брюсселя шла опера Франсуа Обера «Немая из Портичи», сюжет которой основывался на событиях борьбы неаполитанцев потив испанского владычества. Когда в конце оперы с театральной сцены прозвучал призыв лидера восстания «К оружию!», публика возбудилась настолько, тут же перед театром начала митинг, переросший в общенародное восстание за отделение от Нидерландов. Так родилась новая страна – Королевство Бельгия.

Было бы несомненно ошибкой утверждать, что только лишь премьера французской оперы привела к распаду Нидерландского Королевства – в то время немаленького и достаточно высокоразвитого европейского государства. Однако данное произведение искусства послужило запалом к назревшему выступлению, которое, быть может, еще долго откладывалось-бы а теоретически могло и не произойти вовсе.

Прежде чем перейти к анализу роли искусства в таком явлении последних ста с лишним лет, как межнациональные конфликты, следует вспомнить о других причинах, их породивших. Сегодня не принято подвергать сомнению тот факт, что понятие «нация» как обозначение социально-государственной или реже – социально-этнической общности практически сформировалось не ранее конца 18-го века. В течение долгих предыдущих столетий основу формирования большинства государств составляло единство исповедуемой религии и верность правящей династии. Именно поэтому еще в середине 16-го века путешественник, шагавший по дороге из североитальтальянского города Турина в североитальянский же город Милан, спрашивал у пастуха: «Далеко-ли еще до Испании?», пастух мог, указав пальцем на землю под собой ответить: «Да вот она!», если путником была уже пройдена нигде не обозначенная граница владений Мадридского двора[1]. Именно поэтому много лет спустя вологодские вепсы на вопрос царского чиновника о том, русские-ли они люди, отвечали: «Русские мы! Конечно, русские, только вот язык у нас другой!». Да и во время Первой Мировой войны, опустошившей Европу в начале прошлого века закарпатские гонведы-русины, воевавшие за реликт средневековья  - Австро-Венгерскую Империю, наступали первыми и отступали последними, не испытывая особых симпатий к противостоявшим им этнически родственным украинцам и русским, но храня искренную верность «своему королю Ференцу-Йошке».

Однако, взрывное развитие технологий, породившее взлет «третьего сословия» и серию революций, наиболее знаковой из которых явилась Великая Французская Революция 1789 года, покончили с идеей «Богом избранной монархии», а к концу 19-го века Фридрих Ницше возвестил нам о «смерти»  и самого Бога[2], а точнее – о резком сокращении роли религии в жизни населения развитых регионов. В результате бремя быть основой формирования государств было переложено на нации, а роль религий была перехвачена идеологиями, которые в свою очередь не могут существовать без построения новых систем мифов.

Collapse )

http://www.art-education.ru/project/seminar-2008/andersen.htm





[1] В указанный исторический период в состав королевства испанских Габсбургов помимо огромных заокеанских колоний входили различные земли, впоследствие вошедшие в состав Франции, Италии и других стран Европы (прим. автора).
[2] Nietsche, Friedrich, Die fröhliche Wissenschaft (Ditzingen, 2000), s. 180
[3] Имеется в виду расстрел революционными гвардейцами демонстрации парижской бедноты на Марсовом поле в сентябре 1791 года и подавление восстания фермеров и ремесленников под руководством ветерана войны за независимость Даниэля Шэйса в 1787 году (прим. автора).
[4] В данном случае под словом «раса» подразумевается этническая общность или народ (прим. автора) .
[5] Лебон, Гюстав, Психология народов и масс (М., 1995), с.8.
[6] Ibid., с.8.
[7] В ходе оккупации Польши гитлеровской Германией в 1939-44 гг. оккупационным властям было приписано уничтожать любые польские гербы (земельные, ведомственные или личные) в любой форме, будь-то репродукция, резьба по дееву, металл или скульптура.

В мире искусства: песня жопы с известного полотна Босха достигла нас после пяти веков забвения...





Дорогие друзья! Последние политические события реально достали! Поэтому хочется обратиться к прекрасному...

Делюсь с вами этим, потому что очень люблю Иеронимуса Босха (как и все искусство Северного Возрождения), а также потому, что  люблю лютневую музыку...
Итак... пару лет назад студентка Христианского Университета Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала, переложила для лютни и арфы, и опубликовала нотную запись с задницы наказуемого грешника, придавленного большой мандолиной на триптихе Босха "Сад земных наслаждений".

Грустную песню жопы из ада, которой более 500 лет (песне, а не жопе, разумеется), можно прослушать здесь:
Collapse )

Спор о русской жестокости и "русской гуманности"...



Сегодня, уважаемые дамы и господа, случайно натолкнулся вот здесь на рассуждения о "гуманности русского общества". И.. пройто мимо, извините, не смог.

Некто Егор Колмогоров начертал буквально следующее:
Существует фундаментальное психологическое различие между русской и западной цивилизациями по отношению именно к расчленению и кровопусканию - мы не испытываем от них плотоядного удовольствия... в целом, в сравнении с иными западными демократиями, у нас довольно тихое, обходящееся без крови общество... И дело тут... в общем уровне допустимого насилия в родной культуре. А вот наша кривая изощренной преступности во многом является прямым следствием глобального вовлечения. Ведь практически все наглядные инструкции садистского характера - фильмы, книги, интернет-ролики - приходят к нам именно "оттуда". И здесь уместнее говорить скорее о мягкости наших властей и, простите за советский штамп, тлетворном влиянии Запада.

Ну что на это ответить?
Да... какая гуманная-то "русская цивилизация", оказывается! Вот как тут не вспомнить художества "чудо-богатырей-освободителей" Ивана Грозного в Прибалтике во время Ливонской войны 16-го века. Нижепроведенная иллюстрация из голландской газеты того времени в свое время обошла всю Европу. Корреспондент зарисовал то, что увидел... В последующие столетия все это повторялось в различной форме. А совсем уж недавно - в 1992-93 гг. - потомки тех самых "богатырей" бензопилой распиливали пополам грузинских девушек в Сухуми и Гаграх.

Collapse )

Лик Сатаны из бенедиктинского монастыря Abbazia di Pomposa: и кого же мне сей лик напоминает-то? :)

10152550_747537671953827_1578141948116192836_n
Лик Сатаны на Страшном суде. Фреска из бенедиктинского монастыря Abbazia di Pomposa, автор Vitale da Bologna, 1361 год.
И кого же мне этот лик напоминает?!! И только ли мне? :)
(photo by Tamar Tsitsishvili)

Еврейская девушка разоблачает грязную ложь о якобы "антисемитском" и "фашиццком" характере Майдана

Мне кажется, комментарии излишни. Эта милая девушка поддерживает борьбу украинцев за право быть народом, а не скотом. Она сегодня - на Майдане. Как и ее друзья, среди которых - украинские евреи, израильтяне, а также парни и девушки богатой палитры других национальностей.

Реализм или "великая русская революция" глазами художника Ивана Владимирова (1869-1947)

Социалистический реализм, который считался основным художественном стилем в Советском Союзе фактически не был реализмом. Вспомните всех этих пышногрудых доярок и мужественных сталеваров. На самом деле это был, по меткому определению Андрея Синявского – классицизм с примесями романтизма. Поощралось изображения не человека таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть.

А вот немного настоящего реализма. Иван Владимиров (1869–1947) и его зарисовки времен Революции и Гражданской войны

Погром Зимнего дворца
Погром Зимнего дворца

Collapse )
Originally posted by mi3ch at реализм

Поляки запретили футболки с мордой Че Гевары. Браво, Польша! Вот потому против нее все враги свободы

.

POLSKA

Я давно удивлялся, что на ЭТО никто не обращает внимания. Я давно ждал, когда это произойдет. И это произошло! В Польше возмутились импортированными из Германии футболками с портретом Че Гевара. Ну наконец-то! Браво, поляки! Ну хоть кто-то в этом мире! Наштамповали этих изображений Че Гевары в многомиллионных количествах. И героизируют эту дрянь левые, марксисты и разного рода поддержанты этой химерической теории  – некий их конгломерат. Ведь сейчас - их власть. И им приглянулся этот серийный убийца, бо любят они именно серийных.

images

А вот рискнул бы кто распространять футболки с портретом Пиночета, а?

«Образ Че в наше время культивируется коммунистами, говнарями, хиппанами, нацболами и прочими борцами за все хорошее и против всего плохого».
Борцами против капитализм она культивируется! Причем не просто против капитализма, а против капитализма развитых стран. Не мексиканского и не индийского, а именно европейского и американског!. Борцы эти - против тех, кто в этом мире производит любой продукт - от промышленного до духовного.

Как поляки запретили немцам рисовать Че Гевару

«Ведь Че Гевара – он же ничем не лучше Гитлера. Он же ярчайший символ преступной идеологии, от которой многие десятилетия страдал польский народ. Той самой идеологии, которая уничтожила в Катыни цвет польской нации и совершила еще тысячу других кровавых преступлений. По милости единомышленников Че Гевары несколько поколений поляков провели лучшие годы жизни в очередях, лишенные всякой возможности для самореализации. И после всего этого нам, полякам, предлагают носить этого монстра на футболках? Уберите его немедленно по-хорошему. А еще лучше – замените!».

И достаточно совсем немного усилий, совсем немного воли, чтобы это исчезло:
"Немецкие капиталисты оказались трусливы и не захотели рисковать прибылями ради идеологии. Как только в Польше заговорили о бойкоте и судебных исках, представители C&A бросились извиняться и изъяли футболки с Че Геварой из продажи!.

Всё же молодцы поляки! Чем-то эта нация сильно отличается от всех остальных.

Originally posted by procol_harum at Убрать Че Гевару!
and slightly edited.

Большой театр: тухлое яйцо Фаберже российской культуры


svoloczkova

Михал Кацевич (Michał Kacewicz)
("Newsweek Polska", Польша)

Балетмейстера облили кислотой, танцовщицы, опасаясь за свою жизнь, бегут за границу, директор пугает Путиным, а гангстеры зарабатывают за кулисами огромные деньги. Это будни российского храма культуры — Большого театра.

Сергей Филин видит мир как сквозь пелену, у него повреждены глаза. Но тот вечер, 17 января, и человека, который его искалечил, он помнит прекрасно. Филин подходил к своему московскому дому, услышал, что его кто-то окликнул и обернулся. Мужчина, стоявший в метре от балетмейстера, вытащил какую-то бутылку, процедил сквозь зубы «привет, Сергей» и плеснул ему в лицо жидкостью. Художественный руководитель и главный хореограф Большого театра больше ничего не помнит. Он потерял сознание от боли, когда серная кислота начала разъедать ему лицо, которое позже удалось спасти благодаря нескольким операциям. Московские врачи боролись за глаза, но в итоге сдались. Филин отправился к специалистам в Германию: личный самолет ему анонимно предоставил один из олигархов, любитель балета. С момента нападения на Филина московская улица живет скандалом в Большом театре. Следствие поставило на ноги всю столичную полицию, допрошено полторы тысячи человек. Кто-то осмелился осквернить святыню российской культуры. Дирекция театра говорит прямо, что за покушением стоит кто-то из членов коллектива и подозревает обиженную «звезду» — Николая Цискаридзе. Но это лишь начало, потому покушение на Филина открыло ящик Пандоры. На поверхность вышли скандалы, которые были долгие годы скрыты за стенами Большого. [...]

Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин


В российском балетном мире все еще жива легенда о соперничестве двух композиторов: Моцарта и Сальери. Александр Пушкин написал о них драму, а Николай Римский-Корсаков сделал на ее основе оперу. Однако противостояние московских балетных «звезд» напоминает, скорее, войну мафиозных кланов за сферы влияния. Анастасия Волочкова рассказывала, что балерины подкладывали конкуренткам в пуанты бритвы и перерезали ленты на костюмах. «Борьба за роли и расположение директора были невыносимы, внешне безобидные танцовщицы и танцоры порой были готовы друг друга поубивать», — рассказывала Волочкова.

Когда Сергей Филин был танцовщиком, он соперничал с Николаем Цискаридзе, они делили одну гримерку но не разговаривали друг с другом и несколько лет подряд общались через записки. В такой атмосфере выдерживали не все. В 2008 году ушел Алексей Ратманский — художественный руководитель балетной труппы, вступивший в конфликт с директором театра. Год назад покинул театр музыкальный руководитель — Александр Ведерников, которого раздражала бюрократическая театральная система. В августе прошлого года уехала в Канаду балерина Светлана Лукина. Она говорит, что не вернется в Россию, так как боится: кто-то угрожал ей по электронной почте и очернял в интернете.

В 2011 году пришлось уйти предшественнику Филина — Геннадию Янину. Кто-то выложил в сеть компрометирующие фотографии, на которых он предстает в сексуальных позах с мужчинами. Хотя всем известно, что в этой среде гомосексуализм не является чем-то исключительным, публичное разглашение подобных вещей встречает в России негативную реакцию.

Collapse )



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130217/205957085.html#ixzz2L8lf0rOl
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook