Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Так кем же на самом деле был Иероним Босх? (часть II)



Продолжение. Начало здесь

Визионер

Многие уверены, что патологическая образность Босха — родом из видений, которые посещали художника в состоянии измененного сознания. Однако насчет природы видений единодушия снова нет.

Кто-то норовит поставить Босху диагноз. Так видный российский психиатр Марк Бурно отмечает, что творчеству Босха свойственен «полифонический характер — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом».

Немногочисленные биографические факты свидетельствуют о том, что Босх прожил удручающе нормальную и даже скучную жизнь. Кроме того, современная психиатрия считает, что в той или иной мере шизотипическим расстройством личности страдает каждый десятый, а в мире искусства — и вовсе каждый третий. Так что, если эта версия и состоятельна, то разве что в качестве утешения тем мастерам культуры, которых природа обделила воображением.

Другие намекают на то, что для «погружения в тему» Босх принимал рекреационные препараты. Сегодня сложно поверить,что у голландского художника могли возникнуть с этим какие-либо сложности. Однако во времена Босха кофешопов было не так уж много. И никаких документальных свидетельств о том, что в XV веке в Хертогенбосе проводились транс-вечеринки и психоделические оупен-эйры до нас не дошло. В общем, культура потребления галлюциногенов в те годы была не на высоте.

Существует также третья версия — о том, что Иероним Босх продал душу Дьяволу в обмен на возможность путешествовать в другие миры. Впрочем, она почему-то недостаточно активно дискутируется научным сообществом.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

  • Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент

  • Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент

Collapse )

Так кем же на самом деле был Иероним Босх? (часть I)



Пожалуй, в истории живописи не случалось другого персонажа, чья личность вызывала бы столь живой интерес у широкой общественности и в то же время была бы окутана таким густым туманом. Доподлинно об Иерониме Босхе известно немного — историки не знают даже точной даты его рождения. А там, где недостает фактов, правят бал смелые гипотезы.

В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». В «закрытом» виде — это скудный монохромный перечень архивных документов. Но стоит искусствоведам приоткрыть створки воображения, и жизнь Босха расцветает самыми невероятными событиями, красками и образами.

В самом деле, кем был этот удивительный человек? Мессией, антихристом, провидцем, безумцем или, может быть, всем этим сразу? Вот самые популярные версии, будоражащие умы исследователей на протяжении нескольких веков.

Тайный еретик

О том, что работы Босха тронуты «тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке, и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном, ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают, что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа, члены которого совершали свои обряды нагишом, проповедовали свободу сексуальных отношений, не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем, где все были бы равны, невинны и беспечальны, словно Адам и Ева. В качестве «доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений», считая, что Босх изобразил ритуалы «клуба, за который играет»(в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).
Collapse )

Роль искусства в межнациональных конфликтах

Сим предлагаю Вам текст моего доклада, прочитанного в 2008 году в Институте Художественного Образования и Культурологии Российской Академии Образования (эх, какие названия!).
Этот доклад долгое время висел на их вебсайте (см. линк в конце), но несколько лет назад был убран оттуда. так или иначе, надеюсь, что кому-нибудь может показаться интересным, а если нет, то... на нет и суда нет. ;)







Вечером 25 Августа 1830 г. в одном из театров Брюсселя шла опера Франсуа Обера «Немая из Портичи», сюжет которой основывался на событиях борьбы неаполитанцев потив испанского владычества. Когда в конце оперы с театральной сцены прозвучал призыв лидера восстания «К оружию!», публика возбудилась настолько, тут же перед театром начала митинг, переросший в общенародное восстание за отделение от Нидерландов. Так родилась новая страна – Королевство Бельгия.

Было бы несомненно ошибкой утверждать, что только лишь премьера французской оперы привела к распаду Нидерландского Королевства – в то время немаленького и достаточно высокоразвитого европейского государства. Однако данное произведение искусства послужило запалом к назревшему выступлению, которое, быть может, еще долго откладывалось-бы а теоретически могло и не произойти вовсе.

Прежде чем перейти к анализу роли искусства в таком явлении последних ста с лишним лет, как межнациональные конфликты, следует вспомнить о других причинах, их породивших. Сегодня не принято подвергать сомнению тот факт, что понятие «нация» как обозначение социально-государственной или реже – социально-этнической общности практически сформировалось не ранее конца 18-го века. В течение долгих предыдущих столетий основу формирования большинства государств составляло единство исповедуемой религии и верность правящей династии. Именно поэтому еще в середине 16-го века путешественник, шагавший по дороге из североитальтальянского города Турина в североитальянский же город Милан, спрашивал у пастуха: «Далеко-ли еще до Испании?», пастух мог, указав пальцем на землю под собой ответить: «Да вот она!», если путником была уже пройдена нигде не обозначенная граница владений Мадридского двора[1]. Именно поэтому много лет спустя вологодские вепсы на вопрос царского чиновника о том, русские-ли они люди, отвечали: «Русские мы! Конечно, русские, только вот язык у нас другой!». Да и во время Первой Мировой войны, опустошившей Европу в начале прошлого века закарпатские гонведы-русины, воевавшие за реликт средневековья  - Австро-Венгерскую Империю, наступали первыми и отступали последними, не испытывая особых симпатий к противостоявшим им этнически родственным украинцам и русским, но храня искренную верность «своему королю Ференцу-Йошке».

Однако, взрывное развитие технологий, породившее взлет «третьего сословия» и серию революций, наиболее знаковой из которых явилась Великая Французская Революция 1789 года, покончили с идеей «Богом избранной монархии», а к концу 19-го века Фридрих Ницше возвестил нам о «смерти»  и самого Бога[2], а точнее – о резком сокращении роли религии в жизни населения развитых регионов. В результате бремя быть основой формирования государств было переложено на нации, а роль религий была перехвачена идеологиями, которые в свою очередь не могут существовать без построения новых систем мифов.

Collapse )

http://www.art-education.ru/project/seminar-2008/andersen.htm





[1] В указанный исторический период в состав королевства испанских Габсбургов помимо огромных заокеанских колоний входили различные земли, впоследствие вошедшие в состав Франции, Италии и других стран Европы (прим. автора).
[2] Nietsche, Friedrich, Die fröhliche Wissenschaft (Ditzingen, 2000), s. 180
[3] Имеется в виду расстрел революционными гвардейцами демонстрации парижской бедноты на Марсовом поле в сентябре 1791 года и подавление восстания фермеров и ремесленников под руководством ветерана войны за независимость Даниэля Шэйса в 1787 году (прим. автора).
[4] В данном случае под словом «раса» подразумевается этническая общность или народ (прим. автора) .
[5] Лебон, Гюстав, Психология народов и масс (М., 1995), с.8.
[6] Ibid., с.8.
[7] В ходе оккупации Польши гитлеровской Германией в 1939-44 гг. оккупационным властям было приписано уничтожать любые польские гербы (земельные, ведомственные или личные) в любой форме, будь-то репродукция, резьба по дееву, металл или скульптура.

В мире искусства: песня жопы с известного полотна Босха достигла нас после пяти веков забвения...





Дорогие друзья! Последние политические события реально достали! Поэтому хочется обратиться к прекрасному...

Делюсь с вами этим, потому что очень люблю Иеронимуса Босха (как и все искусство Северного Возрождения), а также потому, что  люблю лютневую музыку...
Итак... пару лет назад студентка Христианского Университета Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала, переложила для лютни и арфы, и опубликовала нотную запись с задницы наказуемого грешника, придавленного большой мандолиной на триптихе Босха "Сад земных наслаждений".

Грустную песню жопы из ада, которой более 500 лет (песне, а не жопе, разумеется), можно прослушать здесь:
Collapse )

Спор о русской жестокости и "русской гуманности"...



Сегодня, уважаемые дамы и господа, случайно натолкнулся вот здесь на рассуждения о "гуманности русского общества". И.. пройто мимо, извините, не смог.

Некто Егор Колмогоров начертал буквально следующее:
Существует фундаментальное психологическое различие между русской и западной цивилизациями по отношению именно к расчленению и кровопусканию - мы не испытываем от них плотоядного удовольствия... в целом, в сравнении с иными западными демократиями, у нас довольно тихое, обходящееся без крови общество... И дело тут... в общем уровне допустимого насилия в родной культуре. А вот наша кривая изощренной преступности во многом является прямым следствием глобального вовлечения. Ведь практически все наглядные инструкции садистского характера - фильмы, книги, интернет-ролики - приходят к нам именно "оттуда". И здесь уместнее говорить скорее о мягкости наших властей и, простите за советский штамп, тлетворном влиянии Запада.

Ну что на это ответить?
Да... какая гуманная-то "русская цивилизация", оказывается! Вот как тут не вспомнить художества "чудо-богатырей-освободителей" Ивана Грозного в Прибалтике во время Ливонской войны 16-го века. Нижепроведенная иллюстрация из голландской газеты того времени в свое время обошла всю Европу. Корреспондент зарисовал то, что увидел... В последующие столетия все это повторялось в различной форме. А совсем уж недавно - в 1992-93 гг. - потомки тех самых "богатырей" бензопилой распиливали пополам грузинских девушек в Сухуми и Гаграх.

Collapse )

Лик Сатаны из бенедиктинского монастыря Abbazia di Pomposa: и кого же мне сей лик напоминает-то? :)

10152550_747537671953827_1578141948116192836_n
Лик Сатаны на Страшном суде. Фреска из бенедиктинского монастыря Abbazia di Pomposa, автор Vitale da Bologna, 1361 год.
И кого же мне этот лик напоминает?!! И только ли мне? :)
(photo by Tamar Tsitsishvili)

Еврейская девушка разоблачает грязную ложь о якобы "антисемитском" и "фашиццком" характере Майдана

Мне кажется, комментарии излишни. Эта милая девушка поддерживает борьбу украинцев за право быть народом, а не скотом. Она сегодня - на Майдане. Как и ее друзья, среди которых - украинские евреи, израильтяне, а также парни и девушки богатой палитры других национальностей.

Вспомним 1917-1921: картина "Бой на кладбище" (попытка гимназистов задержать наступление хаоса)

Не знаю, может-ли кого-то оставить равнодушной картина Войцеха Коссака "Бой на кладбище", написаная в конце 20-х годов.
Она посвящена подвигу школьников, вставших в 1919 году с оружием в руках против вакханалии разрушения и насилия (детали здесь несущественны).
Символично, что художник изобразил детей, сражающихся у могил, на кладбище, где лежали поколения их предков. Увы, нет больше ни тех детей, ни даже кладбища...

Orleta

Реализм или "великая русская революция" глазами художника Ивана Владимирова (1869-1947)

Социалистический реализм, который считался основным художественном стилем в Советском Союзе фактически не был реализмом. Вспомните всех этих пышногрудых доярок и мужественных сталеваров. На самом деле это был, по меткому определению Андрея Синявского – классицизм с примесями романтизма. Поощралось изображения не человека таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть.

А вот немного настоящего реализма. Иван Владимиров (1869–1947) и его зарисовки времен Революции и Гражданской войны

Погром Зимнего дворца
Погром Зимнего дворца

Collapse )
Originally posted by mi3ch at реализм

И снова немного из серии арт-сплетен: Ещё одна тайна Геббельса и Гитлера на 1 млд. долларов раскрыта

Алексей Копытько / Музейный портал

В воскресенье в немецком журнале Focus был опубликован материал, буквально взорвавший европейскую и американскую прессу. Публикацию Focus’а прокомментировали практически все ведущие СМИ. Эта история, для которой так и просится название «Дедушка на миллиард», наверняка ляжет в основу киносценария. Яркий сюжет, голливудский масштаб и огромный резонанс в будущем из-за судебных тяжб – все это обрекает фильм на коммерческий успех.

Канва истории в полной мере отражает быт и нравы современной Европы.

Итак, в сентябре 2010 г. во время стандартного таможенного осмотра пассажиров поезда, следовавшего их Швейцарии в Мюнхен, внимание чиновников привлек один 80-летний дедушка. После дополнительного осмотра у дедушки обнаружили конверт с наличными и еще несколько пустых конвертов. Как предполагают, также для наличных.

Европейские СМИ пишут «о большой сумме наличных». На самом деле речь шла о 9 (девяти) тысячах евро купюрами по 500 евро. Что всего лишь на 1000  евро больше суммы, которую необходимо декларировать. В общем, дедушка немного прокололся. Хотя если сравнивать с объемами «кэша», с которым регулярно попадаются в Европе отправившиеся на шопинг украинские и российские чиновники, так дедушка вез сущие копейки.

Но въедливые немецкие чиновники от дедушки не отстали, напротив – взяли его в оборот по полной программе. Дело в том, что в последние годы на волне кризиса власти ФРГ устроили настоящую охоту на доходы своих сограждан, которые эти несознательные сограждане пытаются укрыть от налогов. В первую очередь – в Швейцарии.

В СМИ уже давно циркулирует информация о том, что правоохранительные и налоговые органы Германии за миллионы бюджетных евро (читай – за средства налогоплательщиков) неоднократно покупали у различных хакерских группировок базы данных с информацией о клиентах швейцарских банков. Затем вычисляли немцев, имеющих счета, не отраженные в налоговой отчетности, и бессовестно принуждали их заплатить налоги да ещё со штрафами.

Миллиардер-призрак

Так вот, когда дедушку начали трясти, оказалось, что это уникальный дедушка. Во-первых, в немецкой налоговой о дедушке нет никакой информации. Во-вторых, дедушка дожил до старости, но не имел никаких легальных источников дохода. В-третьих, у дедушки даже не было медицинской страховки. В-четвёртых, о нем ничего не знали социальные службы. Фактически в официозной Матрице дедушка не существовал. Что несказанно озадачило и расстроило бундес-бюрократов.

Его начали крутить дальше и решили провести обыск в квартире на предмет выявления незадекларированных денег. Весной 2011 г. в скромной арендованной за 650 евро в месяц квартирке в северной части Мюнхена фискалы провели обыск. Среди банок с консервами 1980-х гг. и других пожитков к огромному удивлению была обнаружена уникальная коллекция художественных произведений, насчитывавшая около 1500 единиц.

На фото: В этом доме находится квартира, где была обнаружена коллекция (Источник — Daily Mail)

В основном это были картины художников конца 19 – первой трети 20 вв. В том числе Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Эдварда Мунка, Отто Дикса, Макса Бекмана, Франца Марка и др.

[Spoiler (click to open)]

Коллаж: Focus

Проверяющие были в таком шоке, что дедушку от греха подальше поместили в тюрьму, а информацию о найденной коллекции, которую конфисковали и отправили на склад таможни, засекретили до выяснения масштабов катастрофы.

Постепенно клубочек начал раскручиваться. Во-первых, по оценкам искусствоведов стоимость найденных произведений составляет порядка 1 миллиарда евро. Во-вторых, в коллекции было обнаружено почти 300 каталогизированных картин, которые выставлялись в рамках передвижной «Выставки дегенеративного искусства».

Напомним, эту выставку организовали по личной указке Адольфа Гитлера для просвещения населения на предмет того, какое искусство является правильным, а какое – «дегенеративным» и «большевистским». В частности, один из показов проходил в Мюнхене в июле – ноябре 1937 г. Всего было представлено порядка 650 работ, т.е., в обнаруженной коллекции оказалось около трети. Образчики «дегенеративного искусства» были конфискованы из различных германских музеев, а также из частных коллекций. Эти картины считались утраченными, поэтому их обнаружение для мира искусства является настоящим праздником.

Природа найденной коллекции поясняется личностью загадочного дедушки.

Его имя — Корнелиус Гурлитт. Сам по себе он ничем непримечателен. Зато его папа — Гильдебранд Гурлитт – очень интересный субъект.

Гильдебранд Гурлитт и его тайна

Гильдебранд Гурлитт – знаковый немецкий арт-дилер и искусствовед. Он приходится внучатым племянником немецкому композитору Корнелиусу Гурлитту (1820 — 1901).

Гурлитт, который папа дедушки, с 1925 по 1930 гг. работал директором музея в Цвикау. В частности, он занимался организацией выставок художников-модернистов. За что и был уволен под давлением общественности и прессы, которым не нравились эти малопонятные экзерсисы.

Гильдебранд Гурлитт переехал в Ганновер, где занимался дилерством. Затем его назначили директором Kunstverein в Ганновере. Но снова уволили, поскольку его бабушка была еврейкой.

Однако вскоре его знания и навыки были востребованы Рейхом. Гурлитт как опытный арт-диллер вошел в состав группы, которая занималась продажей конфискованных из музеев и частных коллекций объектов «дегенеративного искусства» за границу. Рейху была нужна валюта. Кроме этого он работал как дилер для Фюрер-музея в Линце.

Йозеф Геббельс на выставке «дегенеративного искусства»

Как описывают его деятельность историки, Гильдебранд Гурлитт с 1936 г. вел масштабную работу под патронатом Йозефа Геббельса в рамках Комиссии по использованию дегенеративного искусства. Однако поскольку работа была достаточно деликатная и непрозрачная, то он информировал начальство не обо всех своих сделках. А также скрывал их истинный размах. В результате чего ему и удалось сформировать указанную коллекцию.

Несмотря на плотную работу в интересах Рейха, в 1945 г. Гильдебранд Гурлитт заявил американским военным, которые его допрашивали, что является жертвой нацистских преследований. Кроме этого, по его словам, он помогал многим евреям, оказывая содействие в продаже произведений искусства.

Что касается коллекции, то Гурлитт заявил, что вся она погибла в 1945 г. во время бомбардировки Дрездена.

После войны он по-прежнему занимался торговлей произведениями искусства. В 1956 г. в возрасте 61 года Гильдебранд Гурлитт погиб в автокатастрофе.

Что дальше?

А вот дальше самое интересное.

В настоящий момент следователи пытаются выяснить происхождение картин. Это непросто, поскольку целые семьи, у которых нацисты их изымали, погибли во время войны. Далеко не всегда сохранились документы, способные подтвердить права возможных наследников на конфискованные произведения искусства.

В любом случае коллекция породит массу судебных исков. И в силу своего масштаба, и в силу круга лиц, которых она может затронуть.

Источник фото: Daily Mail

Например, как минимум одна картина Матисса, найденная в Мюнхене, по мнению экспертов, принадлежала французскому торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу. Его внучка, французская журналистика и бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс-Кана Энн Синклер (на фото) добивается возвращения картин, конфискованных у ее деда.

Однако происхождение части картин наверняка будет признано собственностью Корнелиуса Гурлитта. Учитывая его преклонный возраст, не понятно, как он поступит с ними. Все эти годы герр Корнелиус жил, время от времени продавая картины, собранные отцом. Буквально за месяц до конфискации коллекции он продал за  864 тыс. евро через аукцион Лемпертца в Кёльне картину Макса Бекмана «Укротитель львов».

Макс Бекман. «Укротитель львов»

Пока нет ответа на вопрос, была ли квартира, где обнаружены картины, единственным подобным хранилищем? Или есть ещё?

Кроме этого стоит ожидать оживления рынка подделок. Воспользовавшись прецедентом с обнаружением 1500 объектов, которые 70 лет лежали в тайнике, торговцы фальшивками наверняка попробуют легализовать свои «творения», найденные в других «тайниках».

Пока нет полной информации о том, какие произведения конфискованы чиновниками. Но в любом случае интерес к теме уже зашкаливает.

Источник: Музейный портал